Аиша
(ум. в 678 году н.э. — 58-й год после Хиджры), была дочерью Абу
Бакра и женой Пророка. Она передала огромное количество Хадисов, особенно
касающихся семейной жизни Посланника Аллаха. Это сведения о том, что Пророк
делал и говорил в стенах своего дома, свидетелями чего в большинстве случаев
могли быть только члены его семейства. В течение десяти лет она была женой
Пророка. Большая часть этого времени была проведена ею в учебе и обретении
знаний из двух важнейших источников Божьего Веления — Корана и Сунны Пророка
Мухаммада. Аиша была одной из трех жен Пророка (кроме Хафсах и Умм Саламах),
помнивших наизусть все Откровение. Как и Хафсах, она имела рукопись Корана.
Однако самым важным является то, что ее знания Хадисов обретали письменную
форму с помощью, по крайней мере, трех человек, включая ее племянника Урва,
впоследствии ставшего одним из величайших ученых из поколения, пришедшего после
сподвижников Пророка.
Аиша была известна также из-за своей необыкновенной мудрости и точного
понимания учений Ислама. Среди сподвижников Пророка, наиболее искушенных в
Исламском правоведении, она была самым выдающимся специалистом. Даже ведущие
сподвижники Пророка по вопросам права обращались к ней за помощью в самых
сложных и запутанных ситуациях. Многие из ученых, сподвижников Пророка и их
последователей, извлекли для себя пользу из знаний Аиши. Абу Муса Аль Ашари
как-то сказал: "Если мы, сподвижники Посланника Аллаха, сталкивались по
какому-либо делу со сложностью, мы спрашивали о нем у Аиши". Ее племянник
Урва утверждал, что она хорошо разбиралась не только в фикхе, но также и в
медицине (тибб) и поэзии. Многие из старших сподвижников Пророка приходили к
ней за советом по вопросам наследства, требовавшим большого умения производить
математические расчеты. Ученые считают ее одной из самых первых факихов Ислама
наряду с такими личностями, как 'Умар Ибн Аль Хаттаб, Али и Абдуллах Абн Аббас.
Рассказывают, что Пророк о ее обширных знаниях Ислама сказал следующее: "Изучайте
вашу долю религии (дин) у этой красной (хумайра) госпожи".
"Хумайра", что значит "красная" — это имя, данное Аише
Пророком.
Аиша обладала не только огромными знаниями, но и принимала активное участие
в Мусульманском образовании и осуществлении общественных преобразований. Как
учитель она обладала ясным и убедительным стилем речи, и ее ораторская сила
была описана Аль Ахнафом, использовавшим для этого в превосходную форму:
"Я до этого дня слышал речи Абу Бакра и 'Умара, Усмана, Али и Хулафа, но я
не слышал речь более убедительную и более красивую из уст другого человека, чем
речь, исходившую из уст Аиши".
Мужчины и женщины прибывали отовсюду, чтобы извлечь для себя пользу из ее
знаний. Говорят, что число женщин превосходило число мужчин. Кроме того, что
она отвечала на вопросы, она также брала девочек и мальчиков (некоторые из
которых были сиротами), под свое покровительство и сама заботилась об их
обучении. К тому же она давала указания своим родственникам. Так ее дом
превратился в школу и академию. Некоторые из ее учеников стали выдающимися
людьми. Мы уже упоминали ее племянника Урва как знаменитого рассказчика
Хадисов. Среди ее учеников-женщин — Умра Бинт Абдур Рахман. Ученые считают ее
одной из достоверных рассказчиц Хадисов, и говорят, что она работала в качестве
секретаря Аиши, получая приходившие к ней письма и отвечая на них. Пример Аиши
в содействии образованию и, в частности, образованию Мусульманских женщин в
области законодательства и учения Ислама является тем примером, которому
необходимо следовать.
После Хадиджи Аль Кубра (Великой) и Фатимы Аз-Захра (Блестящей), Аиша
Ас-Сиддика (Утверждающая Истину) считается лучшей женщиной в Исламе. Сила ее
характера позволила ей занять ведущее место во всех областях знаний — в науках,
общественной жизни, политике и военных делах.
|