Наука хадисов
Хадис и Сунна
Предания Пророка Мухаммада больше известны как Сунна или Хадис,
— второй неоспоримый и подлинный источник Исламского вероучения. Первым
источником является Коран.
Эти два слова — Сунна и Хадис часто употребляются как равнозначные, одно
вместо другого. Однако между ними существуют определенные различия.
Хадис буквально означает "сообщение", "рассказ",
"описание". В то время как Сунна буквально значит
"практика", "обычай". В Исламе эти два слова стали
применяться по отношению к Пророку Мухаммаду и его сподвижникам, — их
изречениям и поступкам. Были собраны записи о том, что Пророк говорил, как он
поступал и какова была его реакция на те или иные события и действия,
произошедшие в его присутствии. Эти записи собирались Исламскими учеными,
такими, как Имамы Малик, Бухари, Муслим и другие. Важно отметить также, что при
жизни Пророка некоторые из его сподвижников записали его изречения и поступки
для своего собственного пользования. Эти записи, а также устные Предания
впоследствии были использованы учеными для развития науки Хадисов. И когда эта
наука была в достаточной степени развита, она получила название Хадис. Слово
Хадис получило прикладное значение и стало употребляться в тех случаях, когда
речь идет о поступках и изречениях Пророка. Сунна отражает практику Пророка, а
также практику его сподвижников, если такая практика была им одобрена.
В более поздний период, когда были составлены ученые труды по Хадисам, в
начале каждого Предания стала указываться последовательность передачи, "цепочка"
источников, иснад, через которые был передан данный Хадис. Таким образом авторы
этих трудов обеспечили не просто информацию, которую они собирали о Пророке, но
также ее документирование. Каждое Предание обязательно должно иметь иснад и
точный текст. Первый сборник Хадисов появился в свет во втором веке после
Хиджры. Он существует и используется до настоящего времени.
|